МО "ПРИМОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН"

Глава 5

Глава V. ФОРМЫ, ПОРЯДОК И ГАРАНТИИ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ


Статья 41. Местный референдум


1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.

2. Местный референдум проводиться на всей территории муниципального образования.

(в ред. решения Собрания депутатов МО "Приморский муниципальный район" от 30.04.2015 N 145)

3. Решение о назначении местного референдума принимается Собранием депутатов:

1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;

2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

3) по инициативе Собрания депутатов и главы муниципального образования, выдвинутой ими совместно.

(пп. 3 в ред. решения Собрания депутатов МО "Приморский муниципальный район" от 24.09.2015 N 175)

4. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом Архангельской области и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, указанными в пункте 2 части 3 настоящей статьи, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Архангельской области.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно Собранием депутатов и главой муниципального образования, оформляется правовыми актами Собрания депутатов и главы муниципального образования.

(в ред. решения Собрания депутатов МО "Приморский муниципальный район" от 24.09.2015 N 175)

5. Собрание депутатов обязано назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в Собрание депутатов муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.

В случае, если местный референдум не назначен Собранием депутатов в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти Архангельской области, избирательной комиссии Архангельской области или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.

(в ред. решения Собрания депутатов МО "Приморский муниципальный район" от 24.09.2015 N 175)

6. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

7. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

8. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным Уставом.

9. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

10. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами Архангельской области.


Статья 42. Муниципальные выборы


1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Собрания депутатов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

(п. 1 в ред. решения Собрания депутатов МО "Приморский муниципальный район" от 25.12.2014 N 116)

2. Муниципальные выборы назначаются Собранием депутатов в сроки, предусмотренные Уставом. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

2.1. Исключен. - Решение Собрания депутатов МО "Приморский муниципальный район" от 27.03.2014 N 58.

3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и законами Архангельской области.

4. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).


Статья 43. Отзыв главы муниципального образования

(в ред. решения Собрания депутатов МО "Приморский муниципальный район" от 24.09.2015 N 175)


1. Голосование по отзыву главы муниципального образования проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и законами Архангельской области для проведения местного референдума.

(в ред. решений Собрания депутатов МО "Приморский муниципальный район" от 28.06.2012 N 176, от 25.12.2014 N 116, от 24.09.2015 N 175)

Правом на инициирование процедуры голосования отзыва обладают граждане, достигшие возраста 18 лет, место жительства которых расположено в пределах избирательного округа, по которому избран депутат, а также избирательное объединение.

(в ред. решения Собрания депутатов МО "Приморский муниципальный район" от 28.06.2012 N 176)

Основаниями для отзыва главы муниципального образования являются:

- систематическое (три и более месяцев подряд) неисполнение без уважительных причин своих полномочий, создающее препятствия для надлежащего осуществления полномочий органами местного самоуправления муниципального района;

- нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, выраженного на местном референдуме.

(в ред. решения Собрания депутатов МО "Приморский муниципальный район" от 24.09.2015 N 175)

Наличие оснований для отзыва главы муниципального образования должно быть подтверждено в судебном порядке.

(в ред. решения Собрания депутатов МО "Приморский муниципальный район" от 24.09.2015 N 175)

2. Процедура отзыва главы муниципального образования должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Глава муниципального образования считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании.

(п. 2 в ред. решения Собрания депутатов МО "Приморский муниципальный район" от 24.09.2015 N 175)

3. Итоги голосования по отзыву главы муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию.

(в ред. решений Собрания депутатов МО "Приморский муниципальный район" от 28.06.2012 N 176, от 25.12.2014 N 116, от 24.09.2015 N 175)


Статья 44. Правотворческая инициатива граждан


1. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих активным избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом Собрания депутатов муниципального образования.

Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом Собрания депутатов муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих активным избирательным правом.

2. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

3. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.


Статья 45. Публичные слушания, общественные обсуждения

(в ред. решения Собрания депутатов МО "Приморский муниципальный район" от 26.04.2018 N 466)


1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования Собранием депутатов, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.


2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Собрания депутатов или главы муниципального образования.


Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Собрания депутатов, назначаются Собранием депутатов, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.


3. На публичные слушания должны выноситься:


1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, устава Архангельской области или законов Архангельской области в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами;


2) проект районного бюджета и отчет о его исполнении;


3) проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования;


4) вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.


4. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам и вопросам, указанным в пункте 3 настоящей статьи определяется решением Собрания депутатов и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.


5. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения в порядке, установленном решением Собрания депутатов с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.


Статья 46. Конференция граждан


1. Для обсуждения вопросов местного значения муниципального образования, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления могут проводиться конференции граждан.

2. Порядок назначения и проведения конференции граждан, избрания делегатов определяется нормативными правовыми актами Собрания депутатов.

3. Итоги конференции граждан подлежат официальному опубликованию.


Статья 47. Опрос граждан


1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

2. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие активным избирательным правом.

3. Опрос граждан проводится по инициативе:

1) Собрания депутатов или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;

(пп. 1 в ред. решения Собрания депутатов МО "Приморский муниципальный район" от 24.09.2015 N 175)

2) органов государственной власти Архангельской области - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

4. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется нормативными правовыми актами Собрания депутатов муниципального образования в соответствии с законом Архангельской области.

(в ред. решения Собрания депутатов МО "Приморский муниципальный район" от 30.04.2015 N 145)

5. Решение о назначении опроса граждан принимается Собранием депутатов. В нормативном правовом акте Собрания депутатов о назначении опроса граждан устанавливаются:

1) дата и сроки проведения опроса;

2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

3) методика проведения опроса;

4) форма опросного листа;

5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

6. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

1) за счет средств районного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

2) за счет средств бюджета Архангельской области - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти Архангельской области.


Статья 48. Обращения граждан в органы местного самоуправления


1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".

3. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 49. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении


1. Наряду с предусмотренными настоящим Уставом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам Архангельской области.

2. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.


Статья 50. Гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления


Права граждан на осуществление местного самоуправления гарантированы правом на судебную защиту. Ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законами Архангельской области и настоящим Уставом, не допускается.