В Архангельске в апреле 2021 года начнет работу 3-й поток «Арктической школы традиционного деревянного судостроения»
5 апреля 2021 года в Архангельске на Мосеевом острове в Соломбале началось обучение
Данный проект стал победителем конкурса Фонда Президентских грантов 2020.
История отечественного судостроения и судоремонта неразрывно связана с историей России, непростой и славной историей российского флота. Её колыбелью, «началом начал» на самом высоком, государственном уровне много веков назад стало небольшое поселение Мосеев остров на территории нынешнего Соломбальского округа г. Архангельска, где сейчас идет строительство коча.
Приглашаем на конкурсной основе столяров, плотников для обучения навыкам деревянного судостроения в Архангельске.
Обучение в течение
График обучения понедельник — пятница с 9 до 18 часов.
Полное погружение в историю народного ремесла и практическое обучение во время работы на строящемся поморском коче — первом арктическом судне
По субботам проводится экскурсионно-познавательная программа по музеям и выставкам города Архангельска для участников Школы.
Предоставляется возможность проживания и питания (обед, ужин)
Обучение проводится на верфи деревянного судостроения в г. Архангельске, в Соломбале, по адресу: ул. Мосеев остров д.12 к.1
Координатор проекта Полина Гребенщикова, тел
Просьба заполнять анкету в нашей группе Вконтакте https://vk.com/pomor_koch
Инициатор проекта: Ассоциация «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области»
Презентация Арктической школы традиционного деревянного судостроения
СПРАВКА ПО ПРОЕКТУ
Цель проекта: Создание условий для эффективной работы социального «лифта» в сфере традиционных для Севера рабочих специальностей в условиях арктических территорий
Основные проблемы, которые решает проект:
1. Отсутствие условий для сохранения поморской культуры на русском Севере в сфере деревянного традиционного судостроения.
2. Наличие дефицита профессиональных кадров на территории Архангельской области и соседних арктических регионов, по традиционным для Севера специальностям ручного труда (плотник, судовой плотник, плотник-столяр), применяемым в судостроении, при существующем запросе предприятий судостроительной отрасли на такую компетенцию и рабочую силу.
3. Слабая мотивация молодежи остаться жить и работать на Севере.
4. Низкая привлекательность Севера для молодежи и взрослого населения как региона для проживания и трудоустройства.
5. Малоэффективная система взаимодействия между источниками кадровых ресурсов и организациями и предприятиями судостроительной отрасли Архангельской области.
Основные задачи проекта:
1. Создание в г. Архангельске центра компетенций и технологий сохранения и передачи опыта будущим поколениям в сфере деревянного традиционного судостроения в Поморье.
2. Создание условий и обеспечение обучающего процесса для развития кадрового потенциала региона, профессиональных компетенций трудовых ресурсов при первичной или вторичной профориентации по традиционным для Севера специальностям ручного труда (плотник, судовой плотник, плотник-столяр), применяемым в судостроении.
3. Познакомить с навыками и сформировать у молодежи интерес к традиционным для Севера и востребованным работодателями профессиям ручного труда для повышения их мотивации остаться жить и работать на Севере.
4. Повышение привлекательности Архангельской области как региона, комфортного для жизни и работы.
5. Разработать и внедрить эффективный механизм взаимодействия между источниками кадровых ресурсов и организациями и предприятиями судостроительной отрасли Архангельской области.
Описание проекта:
Предпосылкой настоящего проекта стал запуск проекта строительства (воссоздания исторической модели) поморского коча в Архангельске. За конструкционную основу реплики судна инженерами были взяты исторические описания документов Российского государственного архива ВМФ.
Именно на площадке строительства поморского коча в Архангельске работает школа традиционного деревянного судостроения, уникальная на сегодняшний день для региона: в рамках проекта будет создан центр компетенций и технологий сохранения и передачи опыта будущим поколениям в сфере деревянного традиционного судостроения. Образовательное пространство организовано следующим образом: создан лекционный класс и цех практики на базе строительной площадки деревянного коча на территории Архангельской верфи.
Проект ставит своей задачей создание условий и обеспечение обучающего процесса традиционным для Севера специальностям ручного труда (плотник, судовой плотник, плотник-столяр), применяемым в судостроении.
Проектом осуществляется проведение обучения в рамках работы Арктической школы традиционного деревянного судостроения в г. Архангельске с приглашением участников из других регионов СЗФО и России.
За все время работы Школы проводится обучение не менее
Проведение «Открытых мастерских» в каникулярное время для старших школьников и студентов из Архангельской области, заинтересованных молодежных групп из других регионов СЗФО, позволит познакомить с навыками и сформировать у молодежи интерес к традиционным для Севера и востребованным работодателями профессиям ручного труда для повышения их мотивации остаться жить и работать на Севере.
Курсы предполагают также и посещение экскурсий на предприятия судостроительной отрасли региона, посещение производственной площадки строительства коча на Архангельской верфи.
В рамках проекта также запланированы мероприятия событийного туризма с включением в программу для участников мероприятий волонтерства на деревянной судоверфи.
В период нахождения в Архангельске туристы смогут посетить Открытые мастерские и поработать волонтером на строительстве уникального для России объекта — первой реплики деревянного поморского коча.
Все это позволит повысить привлекательность Архангельской области как региона, комфортного для жизни и работы.
Для усиления системного долгосрочного эффекта от работы социального «лифта», запущенного в рамках проекта, инициатор проекта планирует разработать и внедрить эффективный механизм взаимодействия между источниками кадровых ресурсов и предприятиями судостроительной отрасли Архангельской области, а именно: создать базу данных кадрового резерва из числа выпускников школы и выстроить деловые долгосрочные отношения между ведущими предприятиями судостроительной отрасли региона и участниками школы.
Социальная значимость проекта:
Люди, в том числе подрастающее поколение, населяющие северные регионы России, весьма остро нуждается в сохранении и укреплении национальной идентичности, об этом сейчас много говорят в обществе. Один из путей к сохранению идентичности — возможность прививать навыки и сохранять культуру и трудовые традиции северного деревянного судостроения.
Коч — это наглядный пример совершенного по своей природе промыслового инструмента, это идеальный образец традиционной технологии деревянного судостроения, это символ твердости и стойкости первопроходца-промысловика-северянина, как символ эпохи, в которой с помощью поморских кочей были заложены основы Российских границ в Арктике.
У проекта есть две важных и неотъемлемых стороны социальной значимости.
Во-первых, повышение популярности и интереса у молодежи к трудовым специальностям, важность которых в современном мире незаслуженно принижается и недостаточно пропагандируется. Через освоение судостроительных профессий в сфере традиционного деревянного судостроения неизбежно будет повышаться уровень осведомленности участников о становлении Российского государства на территориях Арктики, о корневых процессах в судостроительных отраслях, об идентичности народов, населяющих Север и о славных промысловых традициях.
Во-вторых, создаются условия для взаимовыгодной коммуникации между обучающими организациями и организациями-работодателями, что дает возможность для работы социального лифта в достаточно узкопрофильной профессиональной сфере. Что, в свою очередь, позволит повысить уровень мотивации среди молодежи для выбора и освоения рабочих специальностей, ведь трудоустройство новых специалистов станет значительно более вероятным.
Жизнь и работа на Севере может быть модной и привлекательной!